Инициативы поддержания лётной годности воздушных судов

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА НАХОДИТСЯ В РАБОТЕ ГРУППЫ ЭКСПЕРТОВ АССОЦИАЦИИ РАЗВИТИЯ АВИАТРАНСПОРТНОЙ ИНДУСТРИИ
Работа по созданию отечественных требований по поддержанию летной годности и техническому обслуживанию воздушных судов была приостановлена почти на 20 лет.
ПРЕДПОСЫЛКИ

В начале эксплуатации воздушных судов зарубежного производства, которая пришлась на середину 90-х годов, принимались попытки создания нормативных правовых актов, регулирующих требования в области поддержания летной годности воздушных судов, которые должны были сменить нормативные требования, содержавшиеся в наставлениях по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники (НТЭРАТ ГА-93), утвержденных приказом Департамента Воздушного Транспорта Минтранса России от 20.06.1994 № ДВ-58.
По ряду причин на тот момент Российской Федерацией были заключены межправительственные соглашения с Бермудами, Ирландией и Арубой в соответствии со статьей 83-бис Конвенции о международной гражданской авиации. Тем самым, воздушные суда, передаваемые авиапредприятиям Российской Федерации на основе лизинговых договоров, были зарегистрированы в реестрах зарубежных государств и эксплуатировались в соответствии с национальными требованиями этих государств в области гражданской авиации.

Пункт 2(в) перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам ввоза воздушных судов после 31.12.2019 № Пр-1379:


«Реализовать мероприятия, обеспечивающие создание в Российской Федерации конкурентоспособных и гармонизированных с международной практикой условий государственной регистрации и поддержания летной годности гражданских воздушных судов»
Современное состояние вопроса поддержания лётной годности воздушных судов
В рамках реализации мероприятий, обеспечивающих создание в Российской Федерации конкурентоспособных и гармонизированных с международной практикой условий регистрации и поддержания летной годности гражданских воздушных судов, рабочей группой по формированию предложений в нормативно-правовые акты в сфере поддержания летной годности воздушных судов в Российской Федерации, созданной распоряжением Минтранса России от 16.03.2021 № ИЧ-52-р, разработаны проекты Федеральных авиационных правил, которые были направлены на согласования в Минтранс России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:
«Требования по поддержанию летной годности гражданских воздушных судов. Требования к организациям, осуществляющим управление летной годностью гражданских воздушных судов. Выдача или аннулирование сертификата оценки летной годности гражданских воздушных судов. Часть М» (далее – ФАП «Часть М»);

Хронология разработки проекта Федеральных авиационных правил по поддержанию лётной годности воздушных судов

21.05.2020
№ Исх-21092/03
О рассмотрении проекта федеральных авиационных правил «Поддержания летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов. Правила наземного и технического обслуживания гражданских воздушных судов».
(Проект Минтранса)
07.09.2020
№ Исх-36641
О направлении проекта ФАП поддержания летной годности ВС.
(Первый проект)
17.12.2020
№ Исх-51040/03
О направлении проекта ФАП поддержания летной годности ВС.
(Второй проект)
28.01.2021
№ ИЧ-4
Протокол совещания по вопросу реализации плана мероприятия, обеспечивающего повышения конкурентоспособности условий регистрации в Российской Федерации воздушных судов и яхт.
(О разработке ФАП ПЛГ и ТО внесение изменения в Воздушный кодекс)
27.03.2021
№ Исх-10912/03
О направлении проекта федеральных авиационных правил «Требования по поддержанию летной годности гражданских воздушных судов. Требование к организациям, осуществляющих управление летной годности гражданских воздушных судов. Выдача или аннулирование сертификата оценки летной годности гражданских воздушных судов. Часть М»
(Третий проект)
30.04.2021
№ ИЧ-90-пр
Поручение по формированию предложений в нормативные правовые акты в сфере поддержания летной годности воздушных судов в Российской Федерации
28.09.2021
№ Исх-35415/03
О разработке программы подготовки инспекторов в области организации, управления и оценке летной годности гражданских воздушных судов и включении в учебный план МГТУ ГА на 2022 год подготовки специалистов, отвечающих за поддержание летной годности гражданских воздушных судов.
06.10.2021
№ 1/25024-ИС
О направлении проекта стратегического облика отраслевого информационного обеспечения безопасности на авиационном транспорте Российской Федерации в части поддержания летной годности гражданских воздушных судов.
20.10.2021
№ 38.1/1819
О направлении проектов программ первоначальной подготовки и повышения квалификации специалистов по организации, управлению и оценке летной годности гражданских воздушных судов Федерального агентства воздушного транспорта, его Межрегиональных территориальных управлений и эксплуатантов воздушного транспорта.
18.01.2022
№ Д7/746-ИС
Разъяснение вопросов относительно совершенствования регулирования в сфере технического обслуживания и правил летной годности
01.01.2022
О направлении план-графика подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 30.12.2021 г. № 488-ФЗ «Внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации».
04.03.2022
№ Д1/5033-ИС
О направлении проектов приказов Минтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требование к юридическим лицам, индивидуальных предпринимателями, осуществляющим управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, требование федеральных авиационных правил. Порядок управления поддержания летной годности», «Об утверждении федеральных авиационных правил «Порядок поддержания летной годности. Часть М»
04.08.2022
№ ВС-17/40
Поручение Минтранса по цифровой трансформации транспортного комплекса Российской Федерации.
На данный момент работа по согласованию проектов нормативных актов нуждается в возобновлении
В 2022 году в связи с регистрацией флота российских авиакомпаний в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации назрела необходимость доработки нормативно-правовой базы в части поддержания летной годности воздушных судов. В условиях санкционных ограничений, введенных недружественными странами в отношении Российской Федерации, систематическое нормативное регулирования мероприятий по технической эксплуатации и поддержанию летной годности воздушных судов, осуществляющих перевозки в коммерческой авиации, приобрело первостепенное значение.

Согласно требованиям Статьи 7 «Правовая определенность и системность», Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»:


1. Содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.


2. Обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними.

АРАИ

Ассоциация развития авиатранспортной индустрии полагает принятие и вступление в силу вышеуказанных проектов правил необходимым условием для продолжения безопасной и эффективной эксплуатации флота магистральных и региональных воздушных судов отечественных авиакомпаний.